Творческий портал

Категории

Декупаж [2]
Личностный рост [1]
Психология [1]

Каталог моих статей

Главная » Статьи » Психология

Почему дети НЕ ХОТЯТ учиться?

Почему дети НЕ ХОТЯТ учиться?

Вечер. Все члены семьи собираются вместе. Обсуждают события минувшего дня и планы на будущее, обмениваются впечатлениями и шутками, смеются. У всех хорошее настроение. Все домашние дела завершены, уроки сделаны – все расслаблены. Все счастливы.

Печально, что часто мы наблюдаем кардинально противоположную картину реальности:

накалённая атмосфера до позднего вечера, заплаканные, измученные уроками дети, нервные мамы, раздосадованные отцы, оставшиеся без внимания.

И это только поверхностный взгляд.

Многие родители жалуются, что вынуждены делать уроки вместе с детьми.
Как правило, по вечерам, приходя с работы, уставшие и измотанные повседневностью, они ополчаются на детей, травмируя их психику и разрушая доверительные отношения.

Это примитивный, недальновидный, неэффективный и деструктивный подход к обучению.

И тут каждому родителю нужно и важно быть крайне честным с самим собой:

  • чего лично вы ожидаете от школьного образования?
  • какие ожидания вы накладываете на своего ребёнка?
  • соответствует ли ваши требования его врождённым способностям? его личным желаниям и устремлениям?

Чего вы хотите на самом деле:

  • повышать собственный престиж в социуме за счет непомерных усилий своего ребёнка (чтобы не стыдно было)?
  • испытывать гордость за достижения своего чада (хорошие оценки), тем самым регулярно кормить своё ненасытное эго?
  • упиваться ложным чувством, что состоялись как родитель и смогли воспитать такую «успешную» личность?
  • наслаждаться иллюзорными видениями светлого будущего вашего ребёнка, мечтательно увязывая его с вашим собственным благополучием?
  • решать свои психологические проблемы (страхи, беспокойство, комплексы и др.) за счет контроля над жизнью ребёнка?
  • перекладывать свои нереализованные желания на своих детей?

или вырастить

  • ответственных
  • самостоятельных
  • успешных
  • здоровых
  • счастливых

детей

  • с активным творческим мышлением
  • развитой силой воли
  • осознанием своего истинного я
  • наличием своих собственных целей
  • высокой степенью сознания и стрессоустойчивости
  • беспроигрышным умением противостоять трудностям и преодолевать жизненные препятствия?

Не здесь ли кроется секрет взрослой успешности и состоятельности бывших троечников, родители которых в своё время правильно расставили приоритеты?

Не лучше ли прекратить бесконечную прокачку своего нездорового эгоизма и вспомнить, что это все-таки их жизнь?

Основная задача родителей – не контроль и непрерывное вмешательство в личное жизненное пространство ребёнка, а забота!

Забота – внимание, попечение, уход; деятельность, направленная на какой-либо объект, целью которой является его благополучие.

Куда полезней перенаправить контроль с личности ребёнка на отслеживание:

  • психологической атмосферы в классе
  • отношений между учителями и ребёнком
  • его взаимоотношений с одноклассниками.

Нередко проблема нежелания школьника учиться обусловлена именно этими факторами.

Также необходимо научить детей учиться и прежде всего – получать от этого процесса удовольствие:

  • искать, анализировать, обобщать и структурировать информацию
  • видеть, осознавать и самостоятельно устанавливать связи между объектами изучения
  • строить логические цепочки
  • увязывать отдельные смыслы в единые системы знаний
  • находить альтернативу

и много другое.

И, конечно же, следует понимать, что основная движущая сила любого совершаемого нами действия – это мотивация.

Поэтому я предлагаю также рассмотреть нежелание детей учиться с точки зрения отсутствия мотивации к обучению.

Мотив – предмет потребности; побудительная причина, повод к действию.

Потребность – объективная нужда.

Нужда – испытываемый человеком недостаток чего-то необходимого.

Как мотивировать ребенка к учёбе?

Существуют различные виды мотивации, как внутренние, так и внешние. Однако самая устойчивая мотивация рождается из потребностей и интересов человека. Потребность исчерпывается после ее удовлетворения, интерес же, по мере его удовлетворения, только расширяется и усиливается.

Интерес – побудительный мотив человека к деятельности; положительный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенное внимание к нему.

Научно доказано, что на уровне организма удовлетворение интереса подкреплено биохимическими процессами мозга – дофаминовой системой вознаграждения. Поэтому естественный процесс познания приносит радость, удовольствие и удовлетворение. Это настоящий генератор позитивных эмоций.

Поскольку интерес рождается из потребности узнать больше о том, что нам уже известно, значит, для того, чтобы возбудить интерес к какой-то конкретной области знаний, необходимо заложить основание – базовые знания в этой области. Поэтому основной опорой и фундаментальным элементом для дальнейшего развития у ребёнка интереса к учёбе является понимание.

Понимание – компонент мышления, связанный с усвоением новой информации, включением её в свою систему устоявшихся идей и представлений.

Это означает, что понимание опирается на платформу уже имеющихся знаний.

Если ребёнок чего-то не понимает, у него пропадает желание учиться – он теряет к этому интерес.

Причины непонимания могут быть разные:

  • пробел в знаниях
  • банальная усталость
  • неумение выстраивать логические и причинно-следственные связи
  • не способность видеть смыслы, понимать значения
  • несоответствие учебного материала возрасту

а также ряд психологических причин.

Не менее важно понимание ребёнком самого смысла обучения – значения, ценности и реальной пользы приобретаемых знаний для него самого – того, как он эти знания сможет применить.

Потеря смысла (значения) влечет за собой провал в состояние безысходности.

Безысходность – аффективное, негативно окрашенное чувство, связанное с утратой веры и надежды на положительный исход события; обреченность; отчаяние; отсутствие выхода, безвыходность, тупик; бессилие.

Она возникает, когда ребёнок живёт в режиме «надо», где он сам ничего не решает, и у него не простроена связь – как это соотносится лично с ним. Если ребёнок не понимает, зачем это нужно ему, возникает ощущение: «Обстоятельства сильнее меня, я ничего не могу изменить», которое сопровождается неуверенностью, отчаянием, повышенной тревожностью, страхами и чувством одиночества.

Безысходность опасна потому, что она:

  • парализует волю и делает человека пассивным
  • ставит человека в позицию жертвы обстоятельств
  • лишает самоценности (осознания своей ценности), достоинства и веры в себя
  • пожирает жизненную энергию и наносит урон здоровью
  • порождает панику, негативные эмоции, навязчивые мысли и состояния
  • вселяет страх будущего
  • в тяжелом проявлении может привести к суициду.

Не толкайте детей своими неосознанными действиями к этому разрушительному чувству!
Не требуйте от детей больше, чем они могут!
Не перегружайте их непомерными требованиями!
Не пренебрегайте их достижениями в других сферах деятельности! Хвалите их!
Помогайте им развивать свои задатки и таланты!
Поощряйте их интересы!
Не ориентируйтесь на успешность своих детей по их школьным оценкам!
Признавайте их право на ошибки!
Реагируйте адекватно!
Учите их понимать себя, свои желания и осознавать свои потребности!
Не заставляйте своих детей «жить под копирку»!
Признавайте и уважайте их индивидуальность!
Щедро одаривайте их вниманием, заботой и любовью!
Учите их эффективному и гармоничному взаимодействию с окружающим миром!
Учите их радоваться жизни, любить жизнь и наслаждаться каждым её моментом, даже учёбой! Особенно учёбой!

Конечно, затронутая проблема гораздо шире. Но можно сколь угодно долго рассуждать о несовершенстве школьной образовательной программы, непомерных объемах домашнего задания и других факторах, повлиять на которые в настоящее время мы не в состоянии. Но мы можем начать с самих себя – своего отношения к детям, их проблемам, желаниям, потребностям, чувствам; пересмотреть свои внутренние установки, требования и приоритеты.

Я знаю, что есть люди, которые однозначно и многократно умнее меня, но также я знаю, что есть люди, которые не понимают, что своими «благими намерениями мостят дорогу в ад» своим детям. Поэтому я решила не оставаться в стороне и постаралась обратить внимание взрослых на основные проблемы в воспитании школьников и оказать свою скромную помощь родителям в осознании причин нежелания детей не только учиться, а и просто посещать школу.

Категория: Психология | Добавил: Loveka (11.03.2021) | Автор: Елена E W
Просмотров: 133 | Теги: забота, психология, понимание, потребность, родители, мотив, школа, нужда, дети, интерес, Безысходность, Обучение, мотивация, уроки | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Вход на сайт

Поиск

Я в Интернете

  • Lena Loveka
  • Elena Linnik
  • lenaloveka
  • Деко-маркет
  • Подарки и декор для дома
  • Материалы для декупажа и заготовки для творчества