|
Почему дети НЕ ХОТЯТ учиться?
Вечер. Все члены семьи собираются вместе. Обсуждают события минувшего дня и планы на будущее, обмениваются впечатлениями и шутками, смеются. У всех хорошее настроение. Все домашние дела завершены, уроки сделаны – все расслаблены. Все счастливы.
Печально, что часто мы наблюдаем кардинально противоположную картину реальности:
накалённая атмосфера до позднего вечера, заплаканные, измученные уроками дети, нервные мамы, раздосадованные отцы, оставшиеся без внимания.
И это только поверхностный взгляд.
|
Многие родители жалуются, что вынуждены делать уроки вместе с детьми.
Как правило, по вечерам, приходя с работы, уставшие и измотанные повседневностью, они ополчаются на детей, травмируя их психику и разрушая доверительные отношения.
Это примитивный, недальновидный, неэффективный и деструктивный подход к обучению.
И тут каждому родителю нужно и важно быть крайне честным с самим собой:
- чего лично вы ожидаете от школьного образования?
- какие ожидания вы накладываете на своего ребёнка?
- соответствует ли ваши требования его врождённым способностям? его личным желаниям и устремлениям?
Чего вы хотите на самом деле:
- повышать собственный престиж в социуме за счет непомерных усилий своего ребёнка (чтобы не стыдно было)?
- испытывать гордость за достижения своего чада (хорошие оценки), тем самым регулярно кормить своё ненасытное эго?
- упиваться ложным чувством, что состоялись как родитель и смогли воспитать такую «успешную» личность?
- наслаждаться иллюзорными видениями светлого будущего вашего ребёнка, мечтательно увязывая его с вашим собственным благополучием?
- решать свои психологические проблемы (страхи, беспокойство, комплексы и др.) за счет контроля над жизнью ребёнка?
- перекладывать свои нереализованные желания на своих детей?
или вырастить
- ответственных
- самостоятельных
- успешных
- здоровых
- счастливых
детей
- с активным творческим мышлением
- развитой силой воли
- осознанием своего истинного я
- наличием своих собственных целей
- высокой степенью сознания и стрессоустойчивости
- беспроигрышным умением противостоять трудностям и преодолевать жизненные препятствия?
Не здесь ли кроется секрет взрослой успешности и состоятельности бывших троечников, родители которых в своё время правильно расставили приоритеты?
Не лучше ли прекратить бесконечную прокачку своего нездорового эгоизма и вспомнить, что это все-таки их жизнь?
Основная задача родителей – не контроль и непрерывное вмешательство в личное жизненное пространство ребёнка, а забота!
Забота – внимание, попечение, уход; деятельность, направленная на какой-либо объект, целью которой является его благополучие.
Куда полезней перенаправить контроль с личности ребёнка на отслеживание:
- психологической атмосферы в классе
- отношений между учителями и ребёнком
- его взаимоотношений с одноклассниками.
Нередко проблема нежелания школьника учиться обусловлена именно этими факторами.
Также необходимо научить детей учиться и прежде всего – получать от этого процесса удовольствие:
- искать, анализировать, обобщать и структурировать информацию
- видеть, осознавать и самостоятельно устанавливать связи между объектами изучения
- строить логические цепочки
- увязывать отдельные смыслы в единые системы знаний
- находить альтернативу
и много другое.
И, конечно же, следует понимать, что основная движущая сила любого совершаемого нами действия – это мотивация.
Поэтому я предлагаю также рассмотреть нежелание детей учиться с точки зрения отсутствия мотивации к обучению.
Мотив – предмет потребности; побудительная причина, повод к действию.
Потребность – объективная нужда.
Нужда – испытываемый человеком недостаток чего-то необходимого.
Как мотивировать ребенка к учёбе?
Существуют различные виды мотивации, как внутренние, так и внешние. Однако самая устойчивая мотивация рождается из потребностей и интересов человека. Потребность исчерпывается после ее удовлетворения, интерес же, по мере его удовлетворения, только расширяется и усиливается.
Интерес – побудительный мотив человека к деятельности; положительный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенное внимание к нему.
Научно доказано, что на уровне организма удовлетворение интереса подкреплено биохимическими процессами мозга – дофаминовой системой вознаграждения. Поэтому естественный процесс познания приносит радость, удовольствие и удовлетворение. Это настоящий генератор позитивных эмоций.
Поскольку интерес рождается из потребности узнать больше о том, что нам уже известно, значит, для того, чтобы возбудить интерес к какой-то конкретной области знаний, необходимо заложить основание – базовые знания в этой области. Поэтому основной опорой и фундаментальным элементом для дальнейшего развития у ребёнка интереса к учёбе является понимание.
Понимание – компонент мышления, связанный с усвоением новой информации, включением её в свою систему устоявшихся идей и представлений.
Это означает, что понимание опирается на платформу уже имеющихся знаний.
Если ребёнок чего-то не понимает, у него пропадает желание учиться – он теряет к этому интерес.
Причины непонимания могут быть разные:
- пробел в знаниях
- банальная усталость
- неумение выстраивать логические и причинно-следственные связи
- не способность видеть смыслы, понимать значения
- несоответствие учебного материала возрасту
а также ряд психологических причин.
Не менее важно понимание ребёнком самого смысла обучения – значения, ценности и реальной пользы приобретаемых знаний для него самого – того, как он эти знания сможет применить.
Потеря смысла (значения) влечет за собой провал в состояние безысходности.
Безысходность – аффективное, негативно окрашенное чувство, связанное с утратой веры и надежды на положительный исход события; обреченность; отчаяние; отсутствие выхода, безвыходность, тупик; бессилие.
Она возникает, когда ребёнок живёт в режиме «надо», где он сам ничего не решает, и у него не простроена связь – как это соотносится лично с ним. Если ребёнок не понимает, зачем это нужно ему, возникает ощущение: «Обстоятельства сильнее меня, я ничего не могу изменить», которое сопровождается неуверенностью, отчаянием, повышенной тревожностью, страхами и чувством одиночества.
Безысходность опасна потому, что она:
- парализует волю и делает человека пассивным
- ставит человека в позицию жертвы обстоятельств
- лишает самоценности (осознания своей ценности), достоинства и веры в себя
- пожирает жизненную энергию и наносит урон здоровью
- порождает панику, негативные эмоции, навязчивые мысли и состояния
- вселяет страх будущего
- в тяжелом проявлении может привести к суициду.
Не толкайте детей своими неосознанными действиями к этому разрушительному чувству!
Не требуйте от детей больше, чем они могут!
Не перегружайте их непомерными требованиями!
Не пренебрегайте их достижениями в других сферах деятельности! Хвалите их!
Помогайте им развивать свои задатки и таланты!
Поощряйте их интересы!
Не ориентируйтесь на успешность своих детей по их школьным оценкам!
Признавайте их право на ошибки!
Реагируйте адекватно!
Учите их понимать себя, свои желания и осознавать свои потребности!
Не заставляйте своих детей «жить под копирку»!
Признавайте и уважайте их индивидуальность!
Щедро одаривайте их вниманием, заботой и любовью!
Учите их эффективному и гармоничному взаимодействию с окружающим миром!
Учите их радоваться жизни, любить жизнь и наслаждаться каждым её моментом, даже учёбой! Особенно учёбой!
Конечно, затронутая проблема гораздо шире. Но можно сколь угодно долго рассуждать о несовершенстве школьной образовательной программы, непомерных объемах домашнего задания и других факторах, повлиять на которые в настоящее время мы не в состоянии. Но мы можем начать с самих себя – своего отношения к детям, их проблемам, желаниям, потребностям, чувствам; пересмотреть свои внутренние установки, требования и приоритеты.
Я знаю, что есть люди, которые однозначно и многократно умнее меня, но также я знаю, что есть люди, которые не понимают, что своими «благими намерениями мостят дорогу в ад» своим детям. Поэтому я решила не оставаться в стороне и постаралась обратить внимание взрослых на основные проблемы в воспитании школьников и оказать свою скромную помощь родителям в осознании причин нежелания детей не только учиться, а и просто посещать школу.
|